Уже сегодня жалобу можно направить через личный кабинет на портале госуслуг, а также отслеживать там статус ее рассмотрения. В личный кабинет на едином портале государственных услуг направляется вся юридически значимая информация, в том числе итоги рассмотрения жалоб. В рамках эксперимента можно было обжаловать решения, информация о которых содержится в едином реестре проверок.
Положения Федерального закона № 248, согласно которым судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа возможно только после досудебного обжалования по всем видам контроля (надзора), вступают в силу с 1 января 2023 года. Минэкономразвития в соответствии с поручениями Правительства РФ проработан вопрос введения обязательного досудебного обжалования для отдельных сфер с 1 июля 2021 года. Для запуска этой процедуры и было принято решение включить в специальное постановление Правительства виды контроля, которые приняли участие в эксперименте.
Ранее если гражданин или предприниматель хотели обжаловать решение контрольного органа или действия проверяющего, то они могли обратиться либо в сам орган, который проводил проверку, либо в суд. Однако, единообразного подхода к решению споров с контрольными органами не было — сроки и процедуры рассмотрения жалоб ведомства устанавливали самостоятельно. Такой механизм нагружал все элементы этой системы — суды, контролирующие органы, а также граждан и бизнес.
В 2020 году после принятия закона о госконтроле была введена новая процедура — обязательное досудебное обжалование решений надзорных ведомств или действий проверяющих. Закон четко регламентирует процедуру рассмотрения жалоб: на ответ заявителю дается 20 рабочих дней. Кроме того, обращение гражданина, в том числе имеющего статус индивидуального предпринимателя, подписывается простой либо усиленной электронной подписью. Для организации требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
«Настоящий механизм досудебного обжалования позволит внести прозрачность в процесс рассмотрения жалоб, сделать его более объективным и современным. Он значительно упрощает взаимодействие между органами власти и гражданами, сокращая временные и финансовые издержки», — отметили в МЧС России.
Источник: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4432964